Изначально фильм планировался к прокату в кинотеатрах, однако в 2018 году права на распространение приобрела компания Netflix. ------ В 2017 году жюри Каннского кинофестиваля решило не допускать в конкурсную программу фильмы, созданные только для распространения Netflix или другими распространителями фильмов на основе потокового мультимедиа. Год спустя Netflix начала кампанию в поддержку бойкота Каннского кинофестиваля. Одним из тех, кто поддержал Netflix, был мексиканский режиссёр, сценарист и продюсер Альфонсо Куарон. Таким образом фильм «Рома» не мог быть включён в программу Каннского кинофестиваля и выдвигаться на премию «Оскар».
Возвращение к истокам ------ Форма есть начало художественного произведения. Формой выражения в кинематографе выступает визуальный язык. Ключевая задача режиссера, как творца, заключается в максимально грамотном использовании средств визуального выражения для достижения поставленной цели. Подобно художнику или скульптору, режиссер вылепливает героев, награждая их характерами, и лишь потом обрисовывает мир вокруг них, задавая законы его функционирования. Но так выглядит традиционное представление о кино, сформированное массовой культурой. Когда обычных способов выражения недостаточно, на первый план выходят новаторы. Режиссер Альфонсо Куарон в своей новой работе «Рома» полностью игнорирует парадигмы кинематографа, помещая в центр повествования не отдельного героя, а целую эпоху.
Первое, что бросается в глаза при просмотре картины - это детализация окружения. Создателями фильма была проделана точечная, скрупулезная, но в то же время колоссальная работа по наполнению этого мира. Каждая сцена, каждый кадр буквально дышат жизнью. Действия не останавливаются ни на секунду, вынуждая держать во внимании передний, средний и дальний планы одновременно. Обычная рутинная работа по дому показана настолько виртуозно, что Куарону и его команде следует аплодировать стоя. Оператор никогда не вмешивается в происходящее, а всегда наблюдает со стороны, будто ребенок, подглядывающий из-за угла за серьезным разговором родителей. Горизонтальные пролеты и круговые панорамы камеры дают не только исчерпывающую информацию об окружении, но и продвигают сюжет. Здесь нет резких монтажных склеек, а продолжительность иных сцен достигает нескольких минут. Герой может начать свое путешествие стоя в одном месте, неторопливо пройти через всю локацию, заглянуть в дом, в поисках необходимого предмета, и лишь затем вернуться назад. Нет, это не «бесшовная съемка», но подобный подход придает событиям живости и погружает зрителя в происходящее.
На экране происходит настоящая магия, когда история из относительно закрытого пространства перемещается на улицу. Здесь буквально на каждом шагу ощущается торжество жизни и буйство красок (хоть картина и выполнена в черно-белом цвете). Герои весело спешат на киносеанс, сквозь толпы людей, снующих туда-сюда. Мимо проходит шумный военный оркестр, который буквально оглушает своим присутствием. У входа в кинотеатр уже собрались посетители: вот мужчина задорно рассказывает своей спутнице какую-то историю вот дети бегают вокруг мамы, упрашивая ее купить игрушку, а вот молодой человек в строгом костюме спокойно стоит в стороне, открывая пачку сигарет. Окружающая действительность существует обособлено, за секунду в ней происходят десятки историй, которые глаз успевает подмечать. Это далеко не пустой фон, призванный быть лишь площадкой, где разворачивается определенная история. Все совсем наоборот. Очень часто главные действующие лица просто сливаются с массовкой, становясь едва различимыми. И это оправданное решение, ведь режиссер хотел запечатлеть момент времени, а история здесь нужна чисто номинально.
Несмотря на действительно эталонную проработку мира, вплоть до самых мельчайших деталей, «Рома», как ни крути, кинофильм, который обладает сюжетом с завязкой, кульминацией и развязкой. Проблема в том, что работа Альфонса Куарона настолько неинтересна и скучна, что дотерпеть до конца становится невыносимо сложной задачей. И это осознанный выбор режиссера, поскольку он постоянно акцентирует внимание на более любопытных занятиях, происходящих вокруг. Вот, например, главная героиня сидит за столом, а вокруг все танцуют и веселятся. Вряд ли кто-то будет спорить, что танец куда интереснее диалога, который не несет хоть сколько-нибудь ценной информации для истории. Поэтому и драма в этой картине присутствует, но никаких действий для усиления ее эффекта не предпринимается. Кульминация поразит лишь самого чувствительного зрителя, но, к великому сожалению, даже не попытается попасть во всех остальных.
И в этот момент можно сказать, что если бы героев раскрыли лучше, добавили больше захватывающих событий, прописали интересные диалоги, то картина была бы безусловным шедевром. Но, в рамках мира, который создал Альфонсо Куарон, это просто невозможно. Ответьте сами себе на вопрос: «Может ли жизнь обычной служанки быть интересной?» Анализируя произошедшее, постепенно приходишь к осознанию того, что здешняя история - это скорее связка, которая используется для перехода от одной сцены к другой. Не более того. Режиссер хотел показать свою бесконечную любовь к тому времени, и это чувствуется в каждом кадре. Поставленная задача выполнена действительно на высшем уровне, а стандартные рельсы сюжета ведут совершенно в ином направлении.
«Рома» - это потрясающе проработанная картина с огромным количеством невероятных деталей. Визуальный ряд заставляет внимательно рассматривать каждую сцену, в попытках понять не только общие законы мира, но и зацепить отдельно взятых людей и их личные истории. С другой стороны, «Рома» - это ужасно скучное кино, которое не интригует и вызывает лишь чувство сонливости. Сюжет настолько прост и неинтересен, что предугадать развязку можно уже на середине. Альфонсо Куарон убрал содержание в дальний ящик, но оставил форму и довел ее до совершенства. Ведь формой выражения в кинематографе выступает визуальный язык. ------ Roma(n) holidays ------ Рома - название довольно большого района в Мехико, где в доме номер 21 на улице Тепехи вырос всемирно известный режиссер Альфонсо Куарон. И с самых первых кадров чувствуется его трепетное отношение к родным местам, очень точное знание, кажется, каждого уголка этого урбанистического, но при этом по-домашнему непретенциозного пейзажа. Ностальгические черно-белые зарисовки Мехико 70-х годов служат в «Рома» фоном для, в общем-то, бытовой истории. Клео - девушка, происходящая из миштеков (одного из коренных народов Мексики), - работает служанкой в состоятельной семье. Неопытная, неискушенная, иногда немного заторможенная, она попадает в ситуацию, старую, как мир, - после недолгого романа с непутевым парнем девушка обнаруживает, что беременна. Ребенок ему не нужен, и Клео ничего не остается, как готовиться стать матерью-одиночкой. Параллельно с этой большой трагедией маленького человека рушится семья, в которой работает девушка - хозяйка Клео оказывается в похожем положении: муж бросает ее с четырьмя детьми ради молодой любовницы. И лишь фоном промелькнет печально известное событие - речь идет о летнем дне 10 июня 1971 года, когда в Мехико было убито более ста студентов-демонстрантов во время массовых беспорядков.
Но фильм, конечно же, не претендует на звание исторической хроники. А вот к хронике семейной очень даже стремится. «Рома» - частично автобиография, о чем можно судить исходя из известных нам фактов об Альфонсо Куароне. Будущий режиссер родился в 1961 году в Мехико, в обеспеченной семье физика-ядерщика. Во время описываемых в фильме событий Куарону было десять - очень восприимчивый возраст. Став взрослыми, большинство из нас прекрасно помнят это время, и особенно свежи в памяти ощущения. Осмелюсь предположить, что режиссер основывался именно на том восприятии окружающего мира, которое было доступно ему в десятилетнем возрасте. Лай собак, гул машин, шум волн, ласковые руки няни... Вся жизнь, как она есть. Просто, понятно, буднично.
Главные герои здесь, без сомнения, женщины. «Мы одни, мы всегда остаемся одни», - говорит хозяйка своей домработнице и по совместительству подруге по несчастью. Мужчины вокруг - либо негодяи, либо дети, или же служат лишь фоном. В данном контексте следует отметить исполнительниц главных ролей. Дебютантка Ялица Апарисио в роли Клео, кажется, и не играет вовсе, а живет. Именно органичность и реалистичность были необходимы этому образу - неэмоциональная в начале фильма актриса трогает почти до слез в развязке истории. Не уверена, что «Оскар» за лучшую роль был бы объективен, но номинацию девушка, несомненно, заслуживает. Сдержанный образ Клео контрастирует с ярким характером другой героини фильма - сеньоры Софии в исполнении Марины де Тавира. Любящая жена и мать, отчаянно пытающая сохранить осколки брака, иногда кажется вздорной и избалованной, но в то же время сколько великодушия и силы мы видим в этой женщине. Очень ярко, без переигрываний, профессионально - прекрасно воплощенный образ.
О «Рома» очень сложно написать в двух словах - эта драма очень проста и сложна одновременно. Можно бесконечно анализировать взаимосвязь социально-исторического контекста и человеческих взаимоотношений; конфликты коренного населения и элитарных слоев мексиканского общества; обоснованность выбора визуального и звукового рядов... и так далее. Важнее будет сказать вот что: в наш век катастрофически не хватает историй, снятых о людях. Историй, которые берут за живое. «Рома» Альфонсо Куарона - к счастью, именно та самая история.